Биометрические системы опознавания личности пассажиров стали одной из главных и модных технических новинок 2017 года в аэропортах по всему миру.

Попытки реализовать сквозной контроль без личного контакта сотрудников служб безопасности и авиакомпаний с собственными клиентами ведутся относительно давно — первые решения предлагались с 2003 года, — но на этап массового тестирования автоматизированные процессы выходят именно сегодня.

Во главе движения — воздушные гавани, считающие необходимым быть на острие технологического прогресса.

Регистрация багажа

Самый скромный шаг в этом направлении предприняла американская Delta Air Lines (DL) в одной из своих баз — аэропорту Миннеаполис/Сент-Пол (MSP). В начале июня она установила багажную машину, оснащённую системой распознавания лиц. Теперь у перевозчика будет возможность «первым в США начать сопоставлять клиентов с фотографиями в биометрическом паспорте», а также уменьшить нагрузку на нескольких сотрудников стоек регистрации. Компания утверждает, что обладает результатами исследования, в которых сказано, что эти машины самообслуживания могут обрабатывать клиентов в два раза быстрее человека.

Delta активно тестирует различные электронные нововведения для оптимизации процессов в аэропортах: в прошлом году она предложила возможность отслеживания багажа через мобильное приложение, а в этом — ввела новую систему посадочных линий в аэропорту Атланты.

Читайте также:  Новый аэропорт Пекина вышел на финишную прямую

Биометрический досмотр

Нью-Йоркская компания Clear решила поставить ускоренный досмотр на коммерческую основу.

В 22-х крупнейших аэропортах США она установила фирменные киоски проверки по отпечаткам пальцев и сетчатке глаз, а кое-где — и вместе с собственными специалистами досмотра. Это потребовало сотрудничества с ответственным госорганом — Администрацией транспортной безопасности (US Transportation Security Administration).

Пассажир, прибывающий в аэропорт, может проследовать к стойкам Clear, где будут отсканированы подушечки его пальцев и глаза, а после он может направляться непосредственно на личный досмотр — или даже пройти его тут же, чуть отойдя от электронного киоска (досмотр персональный, специально обученным живым сотрудником). За то, чтобы миновать таким способом общие очереди, клиенту предлагается внести абонентскую плату: 179 долларов США в год. Так как 5% акций этого стартапа уже принадлежат той же Delta Air Lines, участники программы SkyMiles имеют скидки, а члены элитных уровней и вовсе проходят досмотр у Clear бесплатно.

Пока в сервисе зарегистрировано 700 тысяч участников, преодолеть планку в миллион надеются через несколько месяцев.

Впрочем, остаётся вопрос, что будет в случае действительного успеха программы: если к ней подключатся почти все, не будут ли очереди в Clear длиннее очередей на «стандартные» процедуры?

Читайте также:  Авиаперевозчик Emirates готовиться к масштабному обновлению флота

Посадка по фотографии

Аэропорт Амстердам Схипхол (AMS) совместно с KLM Royal Dutch Airlines (KL) с одной стороны Атлантики и аэропорты Бостон Логан (BOS) и Аруба имени королевы Беатрикс (AUA) совместно с JetBlue Airways (B6) с другой — причём эти две группы действуют независимо — начали эксперименты с процедурой посадки на основании сравнения фотографии пассажира в биометрическом паспорте и его снимка непосредственно у ворот перед выходом к самолёту.

Для этого клиенту KLM нужно отсканировать свой документ у специального киоска самостоятельной проверки регистрации на рейс — они находятся уже после предполётного досмотра. Клиенту JetBlue не требуется вообще практически ничего: достаточно введённых при оформлении билета личных данных. Затем следовать к выходу на посадку и, когда она будет объявлена, пройти через специальные турникеты с фотокамерами, отправляющими данные для сравнения с исходными паспортными. Информационное решение для американской компании поставляет агентство SITA, а непосредственным сличением реальности с документальными образцами в базе данных занимается Пограничная и таможенная служба США (US Customs and Border Protection, CBP). Реализаторы проектов в Нидерландах не называются.

Пограничный контроль без живого пограничника

На шаг впереди всех сегодня оказались компания Emirates (EK) и аэропорт Дубая (DXB), в терминале номер 3 которого уже начато развёртывание системы автоматического пограничного контроля на базе биометрической информации.

Читайте также:  Арланда предлагает биотопливо наравне с нормальным керосином

Здесь используется распознавание лиц, объединённое с услугой цифрового кошелька ОАЭ: путешественники могут регистрировать и хранить свои биометрические данные несколькими способами. К примеру, загрузив сделанное на мобильный селфи или предварительно оставив свои биометрические параметры в киоске Emirates при регистрации и в залах ожидания.

Вслед за зоной прилёта, интеллектуальные иммиграционные ворота будут запущены в зоне вылета. В полную силу система должна заработать через 18 месяцев.

Проект является результатом инициативы «Вместе», запущенной в мае этого года Emirates, таможней Дубая, Генеральным директором по делам беженцев и иностранцев (GDRFA), полицией и администрацией аэропорта Дубая. Целью проекта является улучшение восприятия пассажирами главной воздушной гавани страны.